История развития проекта
В 1993 году были изобретены, изготовлены и испытаны образцы ДАКС - ультразвукового датчика контроля скорости движущихся механизмов (конвейеров).
В течение 1993 -1994 г. ДАКСы были внедрены на нескольких мукомольных и комбикормовых предприятиях Ленинградской и Псковской областей.
В 1994 году началась эра сотрудничества с Эскалаторной службой Петербургского метрополитена. В период с 1994 по 1996 год датчиками ДАКС были оборудованы все эскалаторы в Санкт-Петербургском метрополитене. Начались поставки ДАКС в Московский и Новосибирский метрополитены.
В 1994 году на базе акустического преобразователя от ДАКС было разработано микропроцессорное устройство УКДЭ – прибор безопасности для эскалаторов. Первые экземпляры УКДЭ были установлены на 8 новых пересадочных эскалаторах ст. «Гостиный двор», затем до 1997 года УКДЭ было оснащено более 50 эскалаторов. В этом устройстве были опробованы в полной мере возможности микроконтроллеров со встроенной памятью и часами реального времени, реализована индикация на ЖК-дисплее и удобная система Меню и Журналов памяти. Все эти наработки со временем были использованы в других изделиях «Спецтехноприбора» и стали его фирменной «фишкой».
Одновременно при поддержке технического директора ЗАО «ЭЛЛ» С.С. Бубермана активно начали создаваться силовые приборы для электропитания узлов эскалатора. В этот период были созданы блок БСП-110 (стабилизирующее напряжение устройство для питания релейной аппаратуры) и блок питания для магнитов постоянного тока БПМ-800 и БПМ-1300. Они производились и поставлялись в метрополитены до 1999 г. в ограниченных количествах.
В период с 2002 по 2004 год началась инициативная разработка новых, более современных образцов приборов для метрополитена, несмотря на то, что в тот период заказы от метрополитенов практически отсутствовали и эскалаторы в России не строились! Тем не менее, под эгидой тогдашнего главного инженера эскалаторной службы Турова А.В. эти работы продолжались и понесенные затраты впоследствии оправдались.
В 2002 году был создан и всесторонне испытан новый прибор безопасности для эскалаторов – ПКС-Р, с использованием современной элементной базы, но построенный на том же физическом принципе, что и УКДЭ (Разработчик – Потоцкий И.Д.) В 2003 году был разработан новый блок питания рабочих тормозов БПМ-М, в котором были учтены все недостатки прототипа 90-х годов; чуть позднее, в 2005 г. была выполнена глубокая модернизация датчика ДАКС с переходом на SMD –элементы и радикальным уменьшением его габаритов.
В 2004-2005 г. начался подъем объема продаж по тематике «Метрополитена», что было связано, с одной стороны - с улучшением общей экономической ситуации в стране и выделением денег на модернизацию и строительство метрополитенов, с другой стороны – с нашим возвращением на Московский рынок, а также с выходом на рынки СНГ (Новосибирск, Екатеринбург, Киев).
Кроме этого, нам было что продавать, т.к. наши новые изделия были современными, малогабаритными и удобными в эксплуатации. В период с 2004 по 2010 год полностью был переоснащен Петербургский метрополитен, а также в большей части – Екатеринбургский и Новосибирский метрополитены.
В 2007 году была разработана совместно с ЗАО «ЭС-Сервис» и серийно освоена следящая система эскалатора третьего поколения – устройство УКНС, и на данный момент поставлено и успешно функционирует более 380 устройств. В 2010 году разработан автомат смазки тяговых цепей эскалатора с программируемым блоком управления, который оказался очень удачным. На данный момент завершено оснащение всех эскалаторов Петербургского метрополитена этой системой, осуществляются поставки в Московский и Екатеринбургский метрополитены.
Из проектов того периода связанных с ультразвуком, пожалуй, можно вспомнить только два:
- Датчики подпора (уровня сыпучего продукта) для резервуаров. Заказ был привнесен Буберманом С.С., было изготовлено и продано около 10 образцов. В датчике была применена идея демпфирования продуктом тонкой металлической мембраной, возбуждаемой пьезоэлементом;
- Датчик контроля уровня сточных вод в коллекторах очистных сооружений на о. Белый. Это был первый самостоятельный проект тогда еще «молодого специалиста» Иванова К.А. Образец был реализован на базе преобразователей от ДАКС.